Курс Александра Музафарова "Так учили в старину" 11 лекций

Искусство и культура 6+

С историком Александром Музафаровым мы приглашаем взрослых и детей (12+) на новый курс из 11 лекций "Так учили в старину".

Первая открытая лекция курса здесь:


На курсе мы посмотрим на Историю России под углом становления системы образования. Затронем историю повседневности, которую почти не изучают в школе. Узнаем как, и главное зачем, воспитывали и учили детей наши предки. 

-Правда ли, что в Домострое давались рекомендации, как правильно бить жену?
-Когда на Руси появились первые школы?
-Что из Юности честного зерцала не мешало бы знать современным подросткам?
-Кто такие парфетки и гадкие мовёшки?
-Что такое бригадный метод?
-Чему учил «убогой месье» и чем же он убог?
-Когда в школе перестали пороть и почему?

Курс будет интересен всем, кто имеет хоть какое-то отношение к альтернативному образованию, или хотя бы просто задумывался об образовании детей, или о собственном образовании. 

Старт 17 мая, 2 раза в неделю по вторникам и воскресеньям, в 20.00, онлайн, в Зуме. Продолжительность одной лекции 1,5-2 часа. Запись будет.
Стоимость курса 4000 руб. 
Курс можно будет оплатить частями 2000 руб. в начале, и 2 000 руб. в середине.
 

Лекция 1. Воспитание князя.

Про русских князей мы знаем немного – они были отважны, хорошо владели оружием, временами проявляли мудрость, но часто враждовали друг с другом. Как их воспитывали? Кто и чему учил?
        Узнать об этом нам помогут Великий князь Киевский Владимир Мономах, неизвестный автор «Слова о полку Игореве», Византийский Базилевс Константин Багрянородный и другие. И все это на первой лекции цикла
«Так учили в старину».

Лекция 2. Путь духовный

Наряду с мудрыми князьями и храбрыми воинами Русь славилась и благочестивыми подвижниками. К их духовному светильнику приходили и вельможи, и простолюдины. Их жития – служили воспитательным примером для всего общества.

- Русь после батыева нашествия – Серапион Владимирский
- Почему боярские дети пошли в монахи?
- Воспитание в XIV веке – что появилось нового?
- Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет
- Жития как педагогическая литература

Попробуем заглянуть в бревенчатые боярские терема XIVXV вв. и понять, почему из их стен вместе с администраторами и воинами вышли Святые.


Лекция 3. Воспитание по Домострою

В 16-м веке был создан один самых известных памятников русской воспитательной литературы – Домострой. Кто и для кого написал эту книгу? Что говорится в ней о целях и методах воспитания? Применялась ли она на практике и кем?

- Как учили в XVI веке в Европе и как в России?
- Кто и зачем сочинил Домострой?
- Кто его использовал?
- Надо ли бить жену и как правильно бить детей?
- Конкуренты домостроя.

О самом известном русском воспитательном трактате допетровского времени и о созданной им системе воспитания, поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 4. Иезуитский след в русской школе

До XVII века в России не было ни одного учебного заведения. Почему? Как и где тогда учились русские интеллектуалы? Как пополнялся образованными людьми государственный аппарат? Попробуем разобраться.

- Россия после Смуты
- Столетие ревнителей
- Иезуиты и их система
- «Трофейная» академия
- Мечта об училище
- Врата учености

О том, как рождались первые русские постоянные школы и чему в них учили и причем тут иезуиты поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 5. Юности честное зерцало или школа Петра Великого.

Начало XVIII века было для России эпохой стремительных и радикальных преобразований. Не осталась в стороне и сфера образования и воспитания. Царь-реформатор не только стриг бороды, и заставлял носить европейские кафтаны, но и пожелал воспитать своих подданных по-новому.

О том, как русские дворяне учились европейским манерам и наукам поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 6. Институт и институтки (жена и мать как профессия)

В 1764 году в России открылось первое в России женское учебное заведение – Смольный институт, по образцу которого была построена целая система. Как родилась идея женского образования и какие принципы были в нее заложены?

Лекция 7. Дети Двенадцатого года или как учили Пушкина.

Новый век начался для России под грохот орудий наполеоновских войн и зарево пожара Москвы. Доходил ли этот шум до детских? Что изменилось в образовании и воспитании русских детей в начале 19-го столетия?

- Появление детства
- Отсутствующие родители
- Гувернеры – француз, англичанин, немец
- Второе пришествие Иезуитов
- Лицей – провал или успех
- Герои нового времени.

О том, как учились и воспитывались герои Пушкина и Лермонтова, да и сами поэты поговорим на очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 8. Гимназия и гимназисты

Вторая четверть XIX века стала временем рождения самого известного учебного заведения русской школы – классической гимназии. Гимназистами были Менделеев и Столыпин, Гумилев и Блок, Колчак и Керенский.  В чем же состояло назначение этого учебного заведения и чему и как там учили?

- Что такое классика?
- В чем смысл образования?
- Педагоги – дети – родители
- Плата за обучение – сколько и зачем?
- Критика справедливая и не очень
- Господа гимназисты

О классической гимназии, которая стала символом образования в Российской Империи поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 9. Воспитание Императора.

Императорская семья – была первой семьей России и всегда служила для подданных образцом, в том числе и в вопросах воспитания и образования. Подготовка будущего монарха и воспитание главы государства – сложнейшие задачи, как же они решались в России?
Как учили и воспитывали царских детей? Что менялось временем, а что оставалось неизменным, что из опыта царского воспитания перенимали подданные, и что может пригодиться и нам, их потомкам? Поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».


Лекция 10. Золотая пора русского детства

Вторая половина XIX века была временем больших социальных и экономических изменений в русском обществе и в мире в целом. Мир изменялся, а семья – становилась для многих уютной гаванью. Менялось и отношение к детям.

- Отцы и дети, новые отношения
- Не только дворянство, детство идет вниз по социальной лестнице
- Медведь Мишук и Слоник Мока – детские книги их герои
- Русская Джоан Роулинг
- Военные игры

Каким было детство наших прабабушек и прадедушек, что из него осталось только в памяти, а что – в жизни, поговорим в ходе очередной лекции из цикла «Так учили в старину».

Лекция 11. Школа страны советов

Новая власть решительно взялась за дело уничтожения старой системы образования и построения новой, главной задачей которой было воспитание «нового советского человека». Что же получилось?

- Всеобщее и обязательное
- Единая трудовая школа
- Семь – восемь – десять
- Когда нужны умные – рождение ФМШ и спецшкол
- Коммунары и развитые
- Школа для всех и не для кого
- От прошлого к реальности

В заключительной лекции цикла «Так учили в старину» поговорим о школе, в которой учились наши родители и мы сами – о советской образовательной системе.


Лектор Александр Музафаров – руководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, публицист, автор нескольких книг по истории России, преподаватель.

Чтобы первыми узнавать об интересных встречах и лекциях, в том числе бесплатных, присоединяйтесь к нашему чату анонсов "Факультатив online"
в вотсап 
https://chat.whatsapp.com/HyMUypxZV...
или в телеграм .

Поделиться:

497 дней назад
22 мая 20:00 — 22 декабря 2022 22:00

Событие пройдет онлайн

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов