Курс Александра Музафарова "Так учили в старину" 11 лекций

Искусство и культура 6+

С историком Александром Музафаровым мы приглашаем взрослых и детей (12+) на новый курс из 11 лекций "Так учили в старину".

Первая открытая лекция курса здесь:


На курсе мы посмотрим на Историю России под углом становления системы образования. Затронем историю повседневности, которую почти не изучают в школе. Узнаем как, и главное зачем, воспитывали и учили детей наши предки. 

-Правда ли, что в Домострое давались рекомендации, как правильно бить жену?
-Когда на Руси появились первые школы?
-Что из Юности честного зерцала не мешало бы знать современным подросткам?
-Кто такие парфетки и гадкие мовёшки?
-Что такое бригадный метод?
-Чему учил «убогой месье» и чем же он убог?
-Когда в школе перестали пороть и почему?

Курс будет интересен всем, кто имеет хоть какое-то отношение к альтернативному образованию, или хотя бы просто задумывался об образовании детей, или о собственном образовании. 

Старт 17 мая, 2 раза в неделю по вторникам и воскресеньям, в 20.00, онлайн, в Зуме. Продолжительность одной лекции 1,5-2 часа. Запись будет.
Стоимость курса 4000 руб. 
Курс можно будет оплатить частями 2000 руб. в начале, и 2 000 руб. в середине.
 

Лекция 1. Воспитание князя.

Про русских князей мы знаем немного – они были отважны, хорошо владели оружием, временами проявляли мудрость, но часто враждовали друг с другом. Как их воспитывали? Кто и чему учил?
        Узнать об этом нам помогут Великий князь Киевский Владимир Мономах, неизвестный автор «Слова о полку Игореве», Византийский Базилевс Константин Багрянородный и другие. И все это на первой лекции цикла
«Так учили в старину».

Лекция 2. Путь духовный

Наряду с мудрыми князьями и храбрыми воинами Русь славилась и благочестивыми подвижниками. К их духовному светильнику приходили и вельможи, и простолюдины. Их жития – служили воспитательным примером для всего общества.

- Русь после батыева нашествия – Серапион Владимирский
- Почему боярские дети пошли в монахи?
- Воспитание в XIV веке – что появилось нового?
- Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет
- Жития как педагогическая литература

Попробуем заглянуть в бревенчатые боярские терема XIVXV вв. и понять, почему из их стен вместе с администраторами и воинами вышли Святые.


Лекция 3. Воспитание по Домострою

В 16-м веке был создан один самых известных памятников русской воспитательной литературы – Домострой. Кто и для кого написал эту книгу? Что говорится в ней о целях и методах воспитания? Применялась ли она на практике и кем?

- Как учили в XVI веке в Европе и как в России?
- Кто и зачем сочинил Домострой?
- Кто его использовал?
- Надо ли бить жену и как правильно бить детей?
- Конкуренты домостроя.

О самом известном русском воспитательном трактате допетровского времени и о созданной им системе воспитания, поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 4. Иезуитский след в русской школе

До XVII века в России не было ни одного учебного заведения. Почему? Как и где тогда учились русские интеллектуалы? Как пополнялся образованными людьми государственный аппарат? Попробуем разобраться.

- Россия после Смуты
- Столетие ревнителей
- Иезуиты и их система
- «Трофейная» академия
- Мечта об училище
- Врата учености

О том, как рождались первые русские постоянные школы и чему в них учили и причем тут иезуиты поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 5. Юности честное зерцало или школа Петра Великого.

Начало XVIII века было для России эпохой стремительных и радикальных преобразований. Не осталась в стороне и сфера образования и воспитания. Царь-реформатор не только стриг бороды, и заставлял носить европейские кафтаны, но и пожелал воспитать своих подданных по-новому.

О том, как русские дворяне учились европейским манерам и наукам поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 6. Институт и институтки (жена и мать как профессия)

В 1764 году в России открылось первое в России женское учебное заведение – Смольный институт, по образцу которого была построена целая система. Как родилась идея женского образования и какие принципы были в нее заложены?

Лекция 7. Дети Двенадцатого года или как учили Пушкина.

Новый век начался для России под грохот орудий наполеоновских войн и зарево пожара Москвы. Доходил ли этот шум до детских? Что изменилось в образовании и воспитании русских детей в начале 19-го столетия?

- Появление детства
- Отсутствующие родители
- Гувернеры – француз, англичанин, немец
- Второе пришествие Иезуитов
- Лицей – провал или успех
- Герои нового времени.

О том, как учились и воспитывались герои Пушкина и Лермонтова, да и сами поэты поговорим на очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 8. Гимназия и гимназисты

Вторая четверть XIX века стала временем рождения самого известного учебного заведения русской школы – классической гимназии. Гимназистами были Менделеев и Столыпин, Гумилев и Блок, Колчак и Керенский.  В чем же состояло назначение этого учебного заведения и чему и как там учили?

- Что такое классика?
- В чем смысл образования?
- Педагоги – дети – родители
- Плата за обучение – сколько и зачем?
- Критика справедливая и не очень
- Господа гимназисты

О классической гимназии, которая стала символом образования в Российской Империи поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».

Лекция 9. Воспитание Императора.

Императорская семья – была первой семьей России и всегда служила для подданных образцом, в том числе и в вопросах воспитания и образования. Подготовка будущего монарха и воспитание главы государства – сложнейшие задачи, как же они решались в России?
Как учили и воспитывали царских детей? Что менялось временем, а что оставалось неизменным, что из опыта царского воспитания перенимали подданные, и что может пригодиться и нам, их потомкам? Поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».


Лекция 10. Золотая пора русского детства

Вторая половина XIX века была временем больших социальных и экономических изменений в русском обществе и в мире в целом. Мир изменялся, а семья – становилась для многих уютной гаванью. Менялось и отношение к детям.

- Отцы и дети, новые отношения
- Не только дворянство, детство идет вниз по социальной лестнице
- Медведь Мишук и Слоник Мока – детские книги их герои
- Русская Джоан Роулинг
- Военные игры

Каким было детство наших прабабушек и прадедушек, что из него осталось только в памяти, а что – в жизни, поговорим в ходе очередной лекции из цикла «Так учили в старину».

Лекция 11. Школа страны советов

Новая власть решительно взялась за дело уничтожения старой системы образования и построения новой, главной задачей которой было воспитание «нового советского человека». Что же получилось?

- Всеобщее и обязательное
- Единая трудовая школа
- Семь – восемь – десять
- Когда нужны умные – рождение ФМШ и спецшкол
- Коммунары и развитые
- Школа для всех и не для кого
- От прошлого к реальности

В заключительной лекции цикла «Так учили в старину» поговорим о школе, в которой учились наши родители и мы сами – о советской образовательной системе.


Лектор Александр Музафаров – руководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, публицист, автор нескольких книг по истории России, преподаватель.

Чтобы первыми узнавать об интересных встречах и лекциях, в том числе бесплатных, присоединяйтесь к нашему чату анонсов "Факультатив online"
в вотсап 
https://chat.whatsapp.com/HyMUypxZV...
или в телеграм .

Поделиться:

731 день назад
22 мая 20:00 — 22 декабря 2022 22:00

Событие пройдет онлайн

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов