С историком Александром Музафаровым мы приглашаем взрослых и детей (12+) на новый курс из 11 лекций "Так учили в старину".
Первая открытая лекция курса здесь:
На курсе мы посмотрим на Историю России под углом становления системы образования. Затронем историю повседневности, которую почти не изучают в школе. Узнаем как, и главное зачем, воспитывали и учили детей наши предки.
-Правда ли, что в Домострое давались рекомендации, как правильно бить жену?
-Когда на Руси появились первые школы?
-Что из Юности честного зерцала не мешало бы знать современным подросткам?
-Кто такие парфетки и гадкие мовёшки?
-Что такое бригадный метод?
-Чему учил «убогой месье» и чем же он убог?
-Когда в школе перестали пороть и почему?
Курс будет интересен всем, кто имеет хоть какое-то отношение к альтернативному образованию, или хотя бы просто задумывался об образовании детей, или о собственном образовании.
Старт 17 мая, 2 раза в неделю по вторникам и воскресеньям, в 20.00, онлайн, в Зуме. Продолжительность одной лекции 1,5-2 часа. Запись будет.
Стоимость курса 4000 руб.
Курс можно будет оплатить частями 2000 руб. в начале, и 2 000 руб. в середине.
Лекция 1. Воспитание князя.
Про русских князей мы знаем немного – они были отважны, хорошо владели оружием, временами проявляли мудрость, но часто враждовали друг с другом. Как их воспитывали? Кто и чему учил?
Узнать об этом нам помогут Великий князь Киевский Владимир Мономах, неизвестный автор «Слова о полку Игореве», Византийский Базилевс Константин Багрянородный и другие. И все это на первой лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 2. Путь духовный
Наряду с мудрыми князьями и храбрыми воинами Русь славилась и благочестивыми подвижниками. К их духовному светильнику приходили и вельможи, и простолюдины. Их жития – служили воспитательным примером для всего общества.
- Русь после батыева нашествия – Серапион Владимирский
- Почему боярские дети пошли в монахи?
- Воспитание в XIV веке – что появилось нового?
- Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет
- Жития как педагогическая литература
Попробуем заглянуть в бревенчатые боярские терема XIV – XV вв. и понять, почему из их стен вместе с администраторами и воинами вышли Святые.
Лекция 3. Воспитание по Домострою
В 16-м веке был создан один самых известных памятников русской воспитательной литературы – Домострой. Кто и для кого написал эту книгу? Что говорится в ней о целях и методах воспитания? Применялась ли она на практике и кем?
- Как учили в XVI веке в Европе и как в России?
- Кто и зачем сочинил Домострой?
- Кто его использовал?
- Надо ли бить жену и как правильно бить детей?
- Конкуренты домостроя.
О самом известном русском воспитательном трактате допетровского времени и о созданной им системе воспитания, поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 4. Иезуитский след в русской школе
До XVII века в России не было ни одного учебного заведения. Почему? Как и где тогда учились русские интеллектуалы? Как пополнялся образованными людьми государственный аппарат? Попробуем разобраться.
- Россия после Смуты
- Столетие ревнителей
- Иезуиты и их система
- «Трофейная» академия
- Мечта об училище
- Врата учености
О том, как рождались первые русские постоянные школы и чему в них учили и причем тут иезуиты поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 5. Юности честное зерцало или школа Петра Великого.
Начало XVIII века было для России эпохой стремительных и радикальных преобразований. Не осталась в стороне и сфера образования и воспитания. Царь-реформатор не только стриг бороды, и заставлял носить европейские кафтаны, но и пожелал воспитать своих подданных по-новому.
О том, как русские дворяне учились европейским манерам и наукам поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 6. Институт и институтки (жена и мать как профессия)
В 1764 году в России открылось первое в России женское учебное заведение – Смольный институт, по образцу которого была построена целая система. Как родилась идея женского образования и какие принципы были в нее заложены?
Лекция 7. Дети Двенадцатого года или как учили Пушкина.
Новый век начался для России под грохот орудий наполеоновских войн и зарево пожара Москвы. Доходил ли этот шум до детских? Что изменилось в образовании и воспитании русских детей в начале 19-го столетия?
- Появление детства
- Отсутствующие родители
- Гувернеры – француз, англичанин, немец
- Второе пришествие Иезуитов
- Лицей – провал или успех
- Герои нового времени.
О том, как учились и воспитывались герои Пушкина и Лермонтова, да и сами поэты поговорим на очередной лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 8. Гимназия и гимназисты
Вторая четверть XIX века стала временем рождения самого известного учебного заведения русской школы – классической гимназии. Гимназистами были Менделеев и Столыпин, Гумилев и Блок, Колчак и Керенский. В чем же состояло назначение этого учебного заведения и чему и как там учили?
- Что такое классика?
- В чем смысл образования?
- Педагоги – дети – родители
- Плата за обучение – сколько и зачем?
- Критика справедливая и не очень
- Господа гимназисты
О классической гимназии, которая стала символом образования в Российской Империи поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 9. Воспитание Императора.
Императорская семья – была первой семьей России и всегда служила для подданных образцом, в том числе и в вопросах воспитания и образования. Подготовка будущего монарха и воспитание главы государства – сложнейшие задачи, как же они решались в России?
Как учили и воспитывали царских детей? Что менялось временем, а что оставалось неизменным, что из опыта царского воспитания перенимали подданные, и что может пригодиться и нам, их потомкам? Поговорим в ходе очередной лекции цикла «Так учили в старину».
Лекция 10. Золотая пора русского детства
Вторая половина XIX века была временем больших социальных и экономических изменений в русском обществе и в мире в целом. Мир изменялся, а семья – становилась для многих уютной гаванью. Менялось и отношение к детям.
- Отцы и дети, новые отношения
- Не только дворянство, детство идет вниз по социальной лестнице
- Медведь Мишук и Слоник Мока – детские книги их герои
- Русская Джоан Роулинг
- Военные игры
Каким было детство наших прабабушек и прадедушек, что из него осталось только в памяти, а что – в жизни, поговорим в ходе очередной лекции из цикла «Так учили в старину».
Лекция 11. Школа страны советов
Новая власть решительно взялась за дело уничтожения старой системы образования и построения новой, главной задачей которой было воспитание «нового советского человека». Что же получилось?
- Всеобщее и обязательное
- Единая трудовая школа
- Семь – восемь – десять
- Когда нужны умные – рождение ФМШ и спецшкол
- Коммунары и развитые
- Школа для всех и не для кого
- От прошлого к реальности
В заключительной лекции цикла «Так учили в старину» поговорим о школе, в которой учились наши родители и мы сами – о советской образовательной системе.
Лектор Александр Музафаров – руководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, публицист, автор нескольких книг по истории России, преподаватель.
Чтобы первыми узнавать об интересных встречах и лекциях, в том числе бесплатных, присоединяйтесь к нашему чату анонсов "Факультатив online"
в вотсап https://chat.whatsapp.com/HyMUypxZV...
или в телеграм .
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.